mcsimov (nornegest) wrote,
mcsimov
nornegest

Categories:

Последний гарнизон

Во время Второй Мировой войны обустройство метеорологических пунктов, плавучих или наземных, было исключительно важным делом для всех воюющих держав. Данные об изменения погоды были нужны как морякам, так и летчикам. Кто владел точной информацией о погодных условиях, тот обеспечивал себе стратегическое преимущество. По метеосводке принимались решения о перемещениях войск и грузов, предсказывались возможные действия противник. В СССР это был единственный период времени, когда метеорологи не ошибались…)))
Очень большое значение обустройству метеостанций придавало и командование вооруженных сил Третьего рейха.
Для организации метеостанций привлекались лучшие специалисты, одним из которых был, мобилизованный в 1940 году Вильгельм Деге.


Деге с женой и сыном

Деге, родившийся в 1910 году закончил в 1931 году Педагогическую академию Дортмунда, работал учителем начальной школы города Мюнстер. Изучал географию, геологию и историю в университете. В 1935, 1936 и 1938 годах участвовал в экспедициях на Шпицберген.



В 1939 году выпустил книгу о своих исследованиях Шпицбергена. К моменту призыва на службу был уже опытным полярником, владеющий языками региона. Деге, как гражданскому специалисту, не имеющему военного опыта, было присвоено звание зондерфюрера и, в итоге, поручено командование метеостанцией «Старый вояка» («Haudegen») на Шпицбергене, в рамках операции «Боевой конь». К тому времени, ранее использовавшиеся самолеты собиравшие метеоданные перестали совершать полеты и было принято решение развернуть сеть стационарных метеостанций.
В начале сентября 1944 года в Рийп-фьорде на острове Северо-Восточная Земля недалеко от Шпицбергена, с судов снабжения «Карл Дж. Буш» и «Гессен» и подводной лодки «U-307» (будет потоплена 29 апреля 1945 года в Баренцевом море близ Мурманска, СССР, глубинными бомбами с британского фрегата HMS Loch Insh. 37 человек погибли, 14 членов экипажа спаслись) была высажена группа из 11 человек, во главе с Деге. При этом, на время перехода Деге разделил свою команду на равные части между судами и подводной лодкой.



13 сентября суда достигли назначенного пункта и встали на якорь недалеко от берега. Разгрузка и строительство станции были завершены за две недели, и 27 сентября «Карл Буш» и «Гессен» в сопровождении субмарины благополучно ушли в порт Нарвик. Вместе с группой было выгружено 1800 ящиков различного снаряжения: пару готовых деревянных домиков (жилой блок на 50 кв.м. и сауну), метеорологическое оборудование, провиант, дрова, различные подсобные материалы и боеприпасы. Вся операция обошлась в 2 млн. рейхсмарок, что, в тот момент, равнялось стоимости 6 средних танков.





На острове группа Вильгельма Деге оборудовав метеорологическую станцию, регулярно снабжала немецкое командование актуальными погодными сводками. Метеорологи обустроились за три дня и сразу приступили к исполнению своих служебных обязанностей. В свободное время они совершали лыжные прогулки по острову, охотились на белых медведей и коротали длинные полярные ночи за учебниками по истории, математике и литературе.









Группе Деге повезло – за все время пребывания на острове они так и не были обнаружены. Время шло, война подходила к концу, метеосводки с материка запрашивались все реже, а потом надобность в них и вовсе отпала. О капитуляции Германии люди Деге узнали по приемнику. Из-за поломки рации группа не имела возможности самостоятельно выйти в эфир, имея только возможность слушать радио.



Вообще немецкие синоптики работали в тяжелейших условиях, когда о полноценном снабжении или срочной эвакуации в экстренных случаях уже не было и речи. Так погиб практически весь персонал станции «Таагет», а единственный оставшийся в живых человек был снят немецкой подводкой лодкой в апреле 1945 году.
Метеорологи понимали свою дальнейшую судьбу но все равно надеялись на эвакуацию в Германию. Когда последние надежды на помощь с Родины иссякли, в конце мая 1945 года, брошенным на произвол судьбы островитянам удалось установить кратковременную радиосвязь с британскими частями, дислоцировавшимися в норвежском портовом городке Тромсо и запросить помощь.



Англичане пообещали направить на остров специальное судно, однако долго не могли установить точное место дислокации группы. Все лето 1945 года в эфире царило гробовое молчание и немецкие метеорологи уже было начали настраиваться на вторую (вынужденную) зимовку. Но к счастью для немцев, 30 августа пришло спасительное сообщение: «3.09. вас заберет судно «Блаазель».
Счастью брошенных на произвол судьбы немецких метеорологов не было предела, когда утром, 3 сентября 1945 года, они наконец увидели приближающееся к острову норвежское рыболовное судно «Блаазель».


Капитуляция группы Деге

Капитан судна Людвиг Альбертсен сошел на берег и обнял Вильгельма Деге, своего старого друга и коллегу, с которым он еще до войны принимал участие в нескольких арктических экспедициях. Деге и его группа сдали норвежцам свое табельное оружие: 1 пулемет, 9 винтовок и 1 пистолет (несколько винтовок, правда так и осталось в тайнике и были извлечены оттуда лишь в 2005 году).




Метеостанция в 2005 году

Таким образом, эти работники метеослужбы, как военнослужащие, являются последним капитулировавшим подразделением вооруженных сил Третьего рейха, а дату 3 сентября 1945 года можно считать окончанием капитуляции немецких войск во Второй мировой войне.
Вообще немецкие метеостанции в Заполярье работали в обстановке строгой секретности. О существовании большинства из них стало известно лишь спустя годы после войны, когда норвежские экспедиции стали обнаруживать следы их пребывания в Гренландии, на Шпицбергене и на острове Медвежий. Сооружения уже были частично разрушены суровой погодой, а склады разорены набегами белых медведей. Затем в 1984–1985 гг. все уцелевшие предметы и оборудование по решению норвежских властей были собраны и вывезены на материк. После реставрации их передали в «Свальбард-музей», находящийся в г. Лонгьёрбьен (Лонгийр), на Шпицбергене, и в «Форсварс-музей», расположенный в Осло.
Что же касается секретных метеостанций Люфтваффе и Кригсмарине в Советском Заполярье, то тут все гораздо сложнее. Местоположение некоторых из них определено лишь приблизительно. Да и остальные практически не обследованы. Так, например, мины вокруг станции «Кладоискатель» на острове Земля Александры были обезврежены лишь в 1990 г. Причем это произошло только после того, как норвежский полярный историк Сьюзан Барр нашла карту мест их установки, сделанную в свое время Рудольфом Гарбати (Rudolf Garbaty), одним из членов немецкой экспедиции, и затем передала ее советским властям.
И кто еще знает, сколько тайн хранится среди белого безмолвия. Можно упомянуть, что, например, на той же Земле Александры советские летчики и моряки в 50—60-е гг. случайно обнаружили в бухте Нагурского некую подскальную базу подлодок Кригсмарине. Она представляла собой грот, в котором для пополнения запасов топлива, продовольствия или оружия, а также для небольшого ремонта могли укрыться две субмарины.

Tags: вторая мировая, заполярье, история, немцы, норвегия, погода, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments