mcsimov (nornegest) wrote,
mcsimov
nornegest

Categories:

Фанера над Парижем



Французские зенитчики на страже неба Парижа. Близость линии фронта позволяла время от времени немецкой авиации наносить удары по французской столице.

Первую бомбардировку Парижа провёл 30 августа 1914 года лейтенант Фердинанд фон Хиддесен с самолёта Rumpler 3C, сбросив 4 ручные гранаты. Затем, снизившись до высоты 25 метров, он сбросил вымпел германских цветов с надписью следующего содержания: «Германская армия у ворот Парижа. Любое сопротивление обречено на провал».



И хотя жертвой бомбардировки стала всего лишь одна женщина, подобные бомбардировки сильно угнетали моральное состояние мирного населения.

ПВО на тот момент еще только создавались. Эффективных мер противодействия вражеским самолетам и дирижаблям не существовало.





Не соблюдалась даже светомаскировка. Так весь Париж был залит электрическим светом в ночь с 20 на 21 марта 1915 года, когда его «навестили» три цеппелина: Z-X, LZ-35 и SL-2. Над линией фронта французская зенитная артиллерия добилась нескольких попаданий в дирижабли, при этом SL-2 получил столь серьезные повреждения, что экипаж вынужден был, не долетев до цели, сбросить бомбы на Компьен, где находился штаб одной из армий, и вернуться. Прожекторы указывали дирижаблям путь в темноте над зоной боевых действий от Лилля до Нуайона. В Париже затемнение полностью не соблюдалось: с высоты в 2400 метров можно было различить линии улиц. Множество прожекторов отыскивали дирижабли, которые, несмотря на сильнейший огонь зенитной артиллерии, сбросили 1500 кг бомб в течение полуторачасового налета. Непосредственно на город упали 6 зажигательных бомб, остальные — в основном на предместье Батигнолл.



Бомбардировка принесла незначительные результаты: ранены 17 человек. Назад после одиннадцатичасового полета вернулся только LZ-35, a Z-X был сбит у Сен-Кантена.
И тем не менее первый крупный налет на центр французской военной промышленности, несмотря на потери, удался. Насколько эффективно оказалось его действие, можно было видеть по паническим настроениям в прессе и дебатам в парламенте.


«Подвиг лейтенанта Уорнефорда»: Morane-Saulnier L сбивает LZ 37.

Кстати, в 1918 году, когда война уже подходила к концу, одним из мероприятий направленных против немецкой авиации был план строительства копии Парижа, с целью сбить с толку немецких летчиков.
Самолеты тогда еще не были оснащены радарами, поэтому, создавая город-подделку с тысячами огней, французы надеялись отвлечь немецких летчиков на ложные цели. Прожекторы и раньше использовались для обнаружения самолетов противника, а в 1917 году были проведены первые опыты по использованию света для создания ложных целей.
Под давлением госсекретариата по аэронавтике и подразделения противовоздушной обороны в начале 1918 года было принято решение сделать имитацию не нескольких улиц, а всего Парижа. Для этого требовалось найти изгиб Сены, аналогичный парижскому, и сделать так, чтобы в зонах, предназначенных для вражеских бомбардировок, не было населенных пунктов. В результате были выбраны три района: в первом предполагалось создать копию Сен-Дени, Обервильера, Восточного и Северного вокзалов, в двух других - малое кольцо железной дороги, Елисейские Поля и другие известные места Парижа и промышленные объекты.
Однако военные не обладали средствами, необходимыми для реализации проекта, и было вынуждено обратиться к частному производителю, инженеру Фернану Джакопоцци, который затем прославился, создав освещение Эйфелевой башни, Елисейских Полей и многих других парижских памятников, за что был награжден Крестом Почетного легиона.

Строительство началось с создания копии Восточного вокзала, включающей здания, железнодорожные пути, поезда, сигналы и депо.



Главной трудностью стал слишком яркий свет, делавший подделку неправдоподобной.
Необходимо было привлечь внимание вражеских пилотов, не вызывая подозрений. Из сочетания разноцветных ламп и искусственных выбросов пара создавалась видимость движения паровозов, поезда изображались с помощью фанеры, которую клали на землю, боковой свет имитировал освещение внутри вагонов.
Но все эти было готово уже после последнего немецкого авианалета на Париж в сентябре 1918 года, поэтому в деле испытать их так и не получилось.
Tags: авиация, дирижабль, история, париж, пво, фото, франция
Subscribe

  • А из болота "Боинг" торчит...

    Б-29 в болоте на Аляске

  • Сербские интервенты

    Сербы охраняющие участок Мурманской железной дороги. 1919 год. Сербский батальон входил в военный контингент Антанты, официально называемый СПСР…

  • Долетался

    Сбитый в корейском небе Боинг-29. По данным американского исследователя Джо Бауэра, от действий истребителей противника потеряно 16 B-29. В то же…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments